«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ»
Том XII , С. 92-94
опубликовано: 10 мая 2011г.

«ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ»

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК)Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК)один из иконографических типов Божией Матери. Название сюжета восходит к толкованию прор. Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2. 34). С первых веков христианства этот текст, в к-ром Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос - с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении.

Иконография «Г. Н.» включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, к-рые восходят к ВЗ и многократно упоминаются в святоотеческой лит-ре, в Акафисте Божией Матери и др. гимнографических текстах, возникших под его влиянием (в самом Акафисте отсутствуют такие уподобления Богородицы, как «Г. Н.», «Руно орошенное», «Неопалимая Купина»). Название иконографии («Г. Н.», а также «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») предположительно связано с начальными словами текстов, иногда сопровождающих композицию. Один из вариантов надписи полностью сохранился на иконе кон. XVI в. из ГРМ: «Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным». Приведенный текст, источник к-рого в наст. время не установлен, присутствует на 4 иконах, выполненных по заказу Строгановых в кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ, Березниковский историко-краеведческий музей, СИХМ), а также на образе сер. XVII в. из ярославской ц. во имя прор. Илии (ЯМЗ). Др. вариант надписи сохранился на иконе XVII в. (НГОМЗ): «Камень Нерукосечныя Горы от несекомыя (горы Тебе, Дево,) краеугольный отсечеся Христос, иже совокупив разстоящиеся естества. Тем (веселящеся Тя,) Богородице, величаем» (9-й ирмос канона 4-го гласа).

Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ)Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ)

Древнейший памятник иконографии «Г. Н.» - икона из Соловецкого мон-ря (ГМЗК). Традиционно считалось, что образ написан в 50-60-х гг. XVI в., и его создание связывалось с богословскими идеями и художественными поисками макариевского времени. С. В. Маркус полагал, что икона была написана во 2-й пол. 60-х гг. для нового Преображенского собора (т. е. после 1558-1566 и до 1570, когда она упом. в описи). В. М. Сорокатый относил этот образ к 30-40-м гг. XVI в. В. Д. Сарабьянов датирует ее кон. XV в., Л. И. Лифшиц - 1-м десятилетием XVI в. Аргументы в пользу ранней датировки были представлены А. С. Преображенским, к-рый отметил, что образы с иконографией, аналогичной «Г. Н.», существовали в Соловецком мон-ре еще в 1-й пол. XVI в. Так, в описи 1514 г. упоминается образ «Одигитрии Облачной» из местного ряда иконостаса Преображенского собора. Икона имела золотой фон, и эпитет «Облачная» был связан с характером орнамента на мафории Богородицы. Если составитель описи верно указал размеры иконы, то до 1549 г. она была заменена более крупным образом того же извода, и тогда образ «Одигитрии Облачной» по описи 1549 г. можно отождествить с этой иконой (Описи Соловецкого мон-ря. С. 29, 40, 56-57).

Соловецкая икона имеет сформировавшуюся композицию, в ее основе - тронный образ Богоматери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке.

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей)Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей)

На мафории помещены символические изображения горы, радуги и лествицы; Ее одежды покрыты сложным волнообразным орнаментом. Наиболее убедительной представляется традиц. интерпретация этого мотива как «облачного»: Богоматерь уподобляется небу (Богородичен 1-го часа), «легкому облаку», на к-ром восседает Господь (Ис 19. 1), огненному и облачному столпу, указующему народу Израиля дорогу в пустыне (Исх 13. 21). На челе и плечах Божией Матери представлены в профиль 3 лика с исходящими от их уст золотыми лучами - образы солнца и луны (возможно - олицетворения звезд, сохраняющих символику «звезд девства»). Особенностью иконы является изображение на поземе трав, что соотносится с образом рая, плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает орнаментация трона с обилием растительных элементов. Подлокотники украшены 2 горящими светильниками. Композицию иконы повторяет (за исключением трав) икона сер. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

Уникальность композиции иконы из Соловецкого мон-ря, а также ее художественные достоинства свидетельствуют о мастерстве иконописца, имевшего отношение к ведущим книжным центрам в Москве или в Новгороде. Датировка этого памятника кон. XV - нач. XVI в. позволяет рассматривать «Г. Н.» как один из первых символических Богородичных сюжетов и предположить, что образ Богоматери «Одигитрии» с «облачным» мафорием и символическими изображениями в «Неопалимой Купине» мог возникнуть под воздействием этого сюжета.

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII вв. (ПЗИХМЗ)Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Рубеж XVI и XVII вв. (ПЗИХМЗ)

Описи XVI в. не содержат названия «Г. Н.»: соловецкая икона этого извода упомянута как «Одигитрия на престоле», а образы сольвычегодского Благовещенского собора - как «Богоматерь на престоле с Младенцем» или «Пречистая Богородица Одигитрия» (Искусство строгановских мастеров. Кат. выст. М., 1991. Примеч. к кат. № 9. С. 40).

Ни один из образов «Г. Н.» не повторяет другой: допускается введение новых символических элементов и переработка композиции в зависимости от изменения смысловых акцентов.

В сер. XVI в. появился усложненный вариант сюжета: так, на иконе «Г. Н.» из московской ц. свт. Николая в Воробине (ГТГ) впервые представлено ставшее почти обязательным для 2-й пол. XVI - сер. XVII в. изображение ангела с орудиями Страстей.

Написанные по заказу семьи Строгановых 4 иконы «Г. Н.» кон. XVI - нач. XVII в. представляют извод, в к-ром символические изображения на мафории Богородицы соответствуют уподоблениям, перечисленным в представленном на них тексте. К 3 символам более ранних икон добавлены руно и охваченная пламенем купина, а мафорий не имеет «облачного» рисунка. На строгановских иконах кроме ангела, несущего орудия Крестных Страданий Христа, изображен Господь Ветхий денми (на иконе из Березниковского историко-краеведческого музея назван Иисусом Христом) или Господь Саваоф (на иконе кон. XVI в. из СИХМ). Образ Господа, из уст Которого на Богородицу нисходит в виде голубя Св. Дух, призван подчеркнуть непорочность Матери Божией, а ангел, держащий орудия Страстей, указывает на цель Боговоплощения - искупительные Страдания Христа. Такая композиция могла возникнуть под воздействием сюжетов «Богоматери Страстной» и «Устюжского Благовещения».

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ)Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ)На нек-рых иконах «Г. Н.» кон. XVI-XVII в. прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII вв. из Крестовоздвиженской ц. Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен... от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным».

С кон. XVI в. к традиц. для «Г. Н.» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3), древа (7-й икос Акафиста) и запечатанного источника (Песн 4. 12). В XVII-XVIII вв. в композицию «Г. Н.», как и в нек-рые др. Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691, ГРМ).

На иконе из ярославской ц. во имя прор. Илии (сер. XVII в.) известная по строгановским иконам композиция получила развернутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении 9 ангельских чинов.

Избыточной декоративностью отличается икона «Г. Н.» XVII в. из ц. в честь Воскресения Христова в Кадашах (ныне в ГИМ). Хитон Богоматери обильно покрыт золотым орнаментом, а мафорий - крупными белыми и красными цветами. Среди прообразовательных символов представлены гора и камень, лествица, город, в стенах к-рого помещено поясное изображение Христа Царя, а также цветущий зеленый луг на лоне Божией Матери. Такое решение темы «Г. Н.» могло быть связано с характерной для 2-й пол. XVII в. «вертоградной» символикой, с темой сада-рая.

С XVII в. предпочтение все чаще отдавалось поясному варианту изображения Богоматери, при этом количество символических атрибутов может изменяться. Среди поясных икон выделяется композиция, в к-рой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери) из Молченской Софрониевой пуст. близ Путивля. Среди образов подобного извода - иконы из ГИМ, 80-е гг. XVII в., из коллекции И. В. Арсеньева, сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. № 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV в. (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения.

Лит.: Поселянин. Богоматерь. С. 598-600; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. № 439, 522; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 9, 10, 17; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в. // Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Полякова О. А. Гос. музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. Кат. № 1; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в. // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 188; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. № 44, 137; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. № 24; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 156-159; Сорокатый В. М. Новгородские иконописцы соловецкого игум. Филиппа // Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г. М., 2003. С. 44; Искусство строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом / Сост.: М. С. Трубачева. М., 2003. Кат. № 15, 16, 72; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29, 40, 56-57, 82, 119, 180; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» // Мир музея. 2004. № 1. С. 30-35.
Д. С. Головкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также